Главная / О деньгах / Философия денег / Вы сейчас просматриваете:

Стоит ли копить деньги?

Копить деньги становится всё труднее. И бесполезнее...

Итак, надо ли копить деньги?

Тут есть о чем подумать.

Сейчас модно говорить о том, что общество потребления кончилось. Что жадность стала причиной кризиса и всё такое.

Моральная подоплека этих рассуждений понятна. Но поставим вопрос иначе: хорошо, общество потребления кончилось. А общество накопления? Это – одно и то же? или разные вещи?

С практической точки зрения тут всё понятно. Вам платят зарплату 1000 долларов в месяц, и вы стараетесь 200 долларов с этой суммы откладывать. Чтобы потом на скопленные деньги поехать к морю отдыхать.
Всё понятно. В какой-то момент вы пытаетесь экономить, и вам удается отложить 300 долларов в месяц. Вы ужимаетесь еще, и получается пополнять копилку уже на 350 долларов ежемесячно. Вы отказываете себе в разных приятных пустяках, не ужинаете в ресторане, не тратитесь на кафе, не идете к друзьям на день рождения, чтобы сэкономить на подарке.
Деньги копятся. Это факт. Вы запираете деньги в ящик стола, но они запирают вас гораздо крепче. На два поворота ключа. Не вырваться.
Иногда (особенно в начале накопительного марафона) у вас возникает желание потратить скопленную сумму. Кругом масса соблазнов. Если поддадитесь на соблазн, то потом будете ощущать чувство вины: «Ведь там уже было 750 долларов! И десятого числа я бы добавил до $1000!…» А теперь в вашем заветном конвертике пусто. Зато вы купили ту вещь, о которой мечтали. Но радость покупки омрачена тем, что вы не совладали с собой, потратили деньги, которые решили КОПИТЬ.
Если же вы себе откажете в приятной поблажке, то станете сильнее. Укрепите волю. Станете суше и строже. К себе. К другим. Значит, деньги уже стали вашим хозяином. А деньги, как известно, хороший слуга, но плохой хозяин.
А всё начиналось с мечты о поездке к морю. Романтично. А к чему свелось в итоге? К пересчитыванию бумажек в конверте.
Бывает, что когда приходит пора уже ехать к морю и вытряхивать конверт на запланированное удовольствие, человек впадает в ступор. В депрессию. Ну жалко расставаться с деньгами. Ведь уже выработалась привычка себе во всем отказывать. И море тоже может подождать. Ведь еще полгодика – и там скопится достаточно, чтобы купить подержанную машину. Еще одна мечта. Но уже более серьезная мечта…
Я всегда боюсь за таких людей. Мне страшно даже подумать, что с ними будет, если их обворуют. А такие люди, как правило, держат деньги дома. Так вот, если случится такая беда, то я понимаю: у них не деньги украдут. Украдут море, мечту о машине, украдут целый жизненный устой, при котором в центре мирозданья всегда есть ось в виде конверта, непрерывно ждущего пополнения.

Что это – болезнь? Скупость? Жажда богатства?

Чтобы разобраться в этом вопросе, вспомним основоположника классического утилитаризма Джереми Бентама. Он создал концепцию гедонизма, на которой до сих пор держалось западное общество потребление. “Загнивающий Запад”, как говорилось в советской пропаганде.

Мы, россияне, прибыли на этот праздник жизни, похоже, уже под занавес. Ну, не могли раньше. Мы ведь строили коммунистическое будущее, презирали капиталистов и буржуев, у нас был железный занавес, и всё такое. Потом пала Берлинская стена, и наши люди рванули в Куршавель, наводя ужас на окрестности.
Но там оказалось уже не то, о чем мы мечтали. Так, средненько всё. Где та роскошь, которую мы себе рисовали, строясь на пионерскую линейку? Где она в этой средней, аккуратной Европе, спроектированной под жизнь среднего класса? В итоге мы ее привозим с собой. Все очень удивляются.
Мы романтики, мы Монте-Кристо на выезде, наши миллиардеры – как цирк-шапито.

Но вернемся к старику Бентаму. Его термин «утилитаризм» идет от латинского “utilitas” – выгода, польза.
Утилитаризм стал мощным и преобладающим направлением западной философии XVIII-XX веков. Особенно – в англоязычных странах. Что и понятно: родина утилитаризма – Великобритания.
Тут масса всего, в этой концепции утилитаризма. Это универсальный подход, мировоззрение. Здесь и знаменитый консеквенциалъный (consequential) подход к изучению общественных явлений, и мораль, и этика, и философия.
И всё это завязано с общественной жизнью – экономикой, этикой бизнеса, правом, политикой. В основе всего лежит великий Принцип Полезности (principle of utility). Вспоминается наш родной Павел Иванович Чичиков, с его знаменитым постулатом что «всякая дрянь должна приносить доход».

Впрочем, тут уместнее вспомнить не Чичикова, а подлинных основоположников утилитаризма, демократов и гуманистов – Джереми Бентама, о котором мы уже говорили, Фрэнсиса Хатчесона, Генри Сиджвика и Джона Стюарта Милля.
Современным гедонистам трудно пришлось. Их кто только не критикует. Разразился кризис, и со всех сторон полетели гневные крики: вот, мол, до чего довело ваше общество потребления, ваше стяжательство, ваша Уолл-Стрит и вообще весь этот капитализм.
На самом деле, утилитаризм критиковали всегда. Критиковали с нравственных позиций. Ну, это проще всего. И вот, кстати, возвращаясь к тебе накопления денег – психологический феномен накопительства всегда был под боем у критиков гедонизма.
«Вы только посмотрите, – говорили критики – до чего довела человечество ваша буржуазная философия потребления и наслаждения жизнью! Вы дали людям психологическую установку на обогащение как единственный путь к удовольствию. И к чему это привело? Люди, подпавшие под влияние гедонистической философии, зациклились на деньгах, как на самоцели. Уже не деньги ради удовольствий, а деньги ради денег!»
Самое забавное, что гедонисты не слишком убедительно парировали подобные удары:
«А вы приглядитесь повнимательнее, – улыбаются гедонисты – эти люди всё-таки получают удовольствие. От самого процесса накопления денег».
К чему такое удовольствие приводит – расскажу в следующем посте про накопление денег.
Кстати, а как у вас обстоят дела с накопительством?

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (15 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *