Главная / О деньгах / Философия денег / Вы сейчас просматриваете:

Богатство и бедность. Психология богатства по-японски

Средневековый японский трактат о психологии богатстваВ древнем японском трактате Кэнко-хоси “Записки от скуки”, написанном в XIV веке, читаю слова одновременно и наивные, и циничные, и к сожалению актуальные во все времена. Японская философия бедности и богатства в ее средневековом варианте. Доказывает лишь то, что люди всегда будут думать о деньгах и стремиться сосредоточить их в своих руках. Очевидно, это – на уровне инстинкта. И лишь обладая деньгами, задаешься вопросом об их сущности и твоей собственной зависимости от денег.

Удивительно, как в таком коротком тексте даны ответы на многие вопросы – в чем заключается секрет богатства, что несут с собой деньги богатство человеку, который их добивается; и что находится внутри самого понятия богатство:

“…Один очень богатый человек говорил так: “Человек должен в самую первую очередь добиваться одного лишь богатства. В бедности и жить не к чему. Уважать можно лишь богатого. Если ты хочешь стать богачом, то прежде всего должен развивать в себе соответствующие настроения. Только эти настроения, и ничего другого. Живи с мыслью о вечной человеческой жизни и даже временно не смей задумываться о ее быстротечности. Это первая заповедь.

Вторая заповедь: нельзя гнаться за всем на свете. Пока жив человек в этом мире, у него возникает несметное количество желаний и для себя, и для других. Если ты намерен отдаться во власть желаний и подавить волю, то, будь у тебя хоть миллион монет, тебе не прожить с ними и минуты. Желания никогда не истощаются; деньгам и богатству положен предел. Невозможно, обладая имеющими предел сокровищами, подчиняться беспредельным желаниям. Коль скоро желаниям случится пустить ростки в твоем сердце, то придут и дурные стремления, которые могут погубить тебя самого. Лишь неусыпно остерегаясь этого, ты никогда не совершишь проступка, даже самого незначительного.

Заповедь третья: когда ты уподобляешь деньги рабам своим, когда считаешь, что можешь использовать деньги, то тебе долго не избавиться от нищеты. Боясь и почитая деньги, как государя, как божество, нельзя использовать их по своей прихоти.

Четвертая заповедь:

не впадай в гнев и не ропщи, даже когда тебе стыдно из-за денег.

Пятая заповедь:

будь честен, и строго держись своих обещаний.

Если все эти принципы будет строго блюсти тот, кто добивается богатства, богатство придет к нему с той же неизбежностью, с какою пламя охватывает все сухое, а вода устремляется вниз. Когда у тебя накопится много денег, душа твоя вечно будет пребывать в умиротворении и радости, даже и при том условии, что тебя не увлекут пирушки, развлечения и сладострастие, что не станешь ты разукрашивать своего жилища и не отдашься во власть желаний”.

Вообще говоря, человек добивается богатства для того, чтобы исполнить свои желания. Деньги считают богатством потому, что с их помощью удовлетворяют желания. Но тот, кто не удовлетворяет желаний, хотя они и есть у него, ничем не отличается от бедняка. Так в чем же здесь радость? Эти заповеди богача можно истолковать так: отвергая простые человеческие желания, не нужно огорчаться бедности.

Чем радоваться, исполняя свои желания, лучше не иметь богатства. Для того, кто покрыт нарывами, лучше не болеть совсем, чем радоваться, омывая их водою.

Таким образом, нет никакой разницы между бедностью и богатством. “Проникший в суть вещей” не отличается от “знакомого с принципами”. Необъятность желаний подобна отсутствию желаний.

Вот такие откровения про деньги от средневековых японцев.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (14 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *